Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

пятница, 12 июня 2015 г.

Всероссийский форум педагогов развивающего обучения. День первый

Здравствуйте уважаемые читатели Блога Ассоциации!
8-9 июня в Казани состоялся Всероссийский форум педагогов развивающего обучения "Система Л. В. Занкова: взгляд в прошлое, шаг в будущее", который проходил на базе МБОУ СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов Приволжского района г. Казани.
Школа молодая (ей всего 2 года), все пространство организовано по блокам. Здесь есть информационный центр, пресс-центр, спортивный зал, оборудованные кабинеты. Обучение ведется на русском языке, но дети также изучают и татарский язык.
В программе форума были запланированы пленарные заседания, мастер-классы, стендовые доклады, деловые игры, а так же встречи с методистами Федерального научно- методического центра им. Л. В. Занкова.
Напомним, что сейчас сложилась непростая ситуация, когда учебники по системе Л. В. Занкова не включены в Федеральный перечень, который действует до 2017 года. Однако, весь комплект получил положительные экспертные заключения всех инстанций: РАН, РАО и общественности. По словам министра образования и науки Д. В. Ливанова, у Министерства были претензии к самарскому издательству ИД "Фёдоров", которое выпускало учебную литературу системы Л. В. Занкова.
В связи с этим авторский коллектив ФНМЦ им. Л.В.Занкова принял предложение о сотрудничестве с московским издательством "АСТ".
Форум открыла Яковлева Светлана Геннадьевна, директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова, директор объединения профессионалов, содействующих системе Л.В. Занкова, автор и разработчик ФГОС НОО, кандидат педагогических наук, доцент.


Светлана Геннадьевна обратилась к присутствующим со словами приветствия и отметила, что "сложившаяся ситуация непростая для авторского коллектива, но возникшие обстоятельства помогут в процессе переработки учебников реализовать новые идеи, накопленные в результате исследовательской и практической работы".
Разрабатывается новый сайт системы Занкова (он будет ярче, динамичнее, шире, чем прежний), разработана серия обложек новых учебников, готовятся к изданию учебники 1 класса, различные пособия.



"Мы должны быть вместе, - сказала С. Г. Яковлева, - выступать единым сплочённым коллективом, чтобы еще не раз удивить: детей - открытиями, чиновников- профессионализмом, родителей - высокими результатами".
После пленарного заседания все участники разделились на 6 групп, в каждой из которых были представлены различные мастер-классы.
Беляева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 6 г. Новочебоксарска представила методику создания "Поэтического цветка" на уроках литературного чтения.


На слайде представлены этапы работы над поэтическим произведением.


Защита детьми собственного "Поэтического цветка" способствует написанию отзывов о стихотворении в старших классах.


Стрельцова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ лицея № 5 г. Воронежа, рассказала о создании кроссенса как одного из приемов технологии развития критического мышления.


Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из 9 картинок на самые разные темы. Задача читателя или, скорее, наблюдателя - найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. 
Каждый кроссенс представляет собой совокупность двенадцати (по числу соседних пар) ассоциативных задачек, требующих для отгадки не только стандартной эрудиции (как в большинстве кроссвордов или телевизионных игр для знатоков), но и широкого образования, прекрасного ассоциативного мышления и, наконец, сообразительности. 
Поэтому кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений. 
Например, если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой - овес, то ассоциативная цепочка будет такой: Геракл - Геркулес (римское имя Геракла) - овсяная каша "Геркулес" - овес. Разумеется, ответ не всегда однозначен (в этом особая прелесть, поскольку можно постепенно приближаться к истине, находя все более тесные связи), но, как показывает практика, в большинстве случаев отгадывающие находят одну и ту же цепочку (Источник).


Кстати, с мастер-классом по созданию кроссенса можно ознакомиться и на сайте Абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года - 2014" Головенькиной Аллы Николаевны, учителя биологии МАОУ СОШ № 1 г.Нурлат Республики Татарстан.
С приёмами создания проблемных ситуаций на уроках обучения грамоте присутствующих познакомила Киричек Наталья Викторовна, методист ФНМЦ им. Л. В. Занкова.


После работы в группах участников пригласили в актовый зал для участия в деловой игре "Система оценивания в новых информационных условиях", которую провела Селюнина Наталья Владимировна, методист ФНМЦ им. Л. В. Занкова.


Всех участников разделили на 4 группы: "консерваторов" (им предстояло отстаивать традиционную систему оценивания), "новаторов" (они защищали систему оценивания согласно ФГОС), тех, кто поддерживает обе позиции, и тех, кто отрицает обе системы оценивания. Споры разгорелись очень жаркие!
Участники форума обратили внимание на плюсы и минусы каждой из систем оценивания, приводили примеры из жизни, аргументировали законодательной базой и т.п. В итоге все пришли к выводу, что система оценивания должна претерпеть значительные изменения, и процесс этот неизбежный.
К сведению, на страницах нашего Блога вопрос об оценивании и отметках поднимался в репортажах
"Пятибалльная система оценивания: "казнить нельзя помиловать" 
"Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Как в предметных, метапредметных и личностных результатах оценить то, что невозможно измерить"

Завершился первый день форума экскурсией по городу, которая включала в себя посещение Казанского кремля и "путешествие" по улицам столицы Татарстана.

Продолжение следует...

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Спасибо за возможность "виртуально" присоединиться к участникам форума! Для себя открыла кроссенс! С удовольствием продолжила бы работу по учебникам системы Занкова, если бы школы могли закупать разные учебники (к сожалению, выделяющихся средств не хватает...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро,Анна Анатольевна! Составление кроссенса и его расшифровка - очень увлекательное занятие! Правда, первый раз разгадывали его с трудом, но после некоторой тренировки стало получаться гораздо быстрее.
      Коллеги из других регионов говорили о том, что по системе Занкова им запрещают работать, что очень прискорбно. Будем надеяться, что ситуация скоро разрешится и обновлённые учебники снова займут свое достойное место в школьной программе. Хотя, 25 гимназия работает по программе Занкова.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Анатольевна, Наталия Львовна!
    С интересом виртуально побывала на конференции в Казани. Спасибо!
    Полезно открывать для себя новые (или обновленные) УМК. Наталия Львовна, хотелось бы узнать, тетрадь "Создаем проект" рассчитана для внеурочных занятий? И если "Да", можно ли приобрести методическое сопровождение?
    Взяла на вооружение алгоритм создания поэтического цветка - освоение литературоведческих понятий сложно в любых УМК (особенности психофизического развития младшего школьника). О кроссенсах рассказывали коллеги-историки на профессиональных встречах в нашем городе. Хотелось бы попробовать этот прием с четвероклассниками.
    Наталия Львовна, прочитав статью, идеи рождаются - сценарии уроков на следующий год ждут доработки).).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Наталья Александровна! Отдельно о каждой тетради не рассказывали. Светлана Геннадьевна лишь оговорилась, что они ждут издания в обновленной версии. И еще, предупредили, что издательство "Федоров" выпускало учебники по системе Занкова до марта 2015 года. Все, что выпущено издательством позже - уже не имеет отношения к системе Занкова.
      Вы правы,Наталья Александровна, покой нам только снится.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!