Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

вторник, 14 октября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС

"В последний раз я видела подобный ажиотажный спрос на книгу - педагогическую книгу - сорок лет назад: тогда все искали любую информацию по оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, а более всего - одноимённую книгу Ю. К. Бабанского.
Самый часто адресуемый мне вопрос (с августа) о том, где и как можно приобрести книгу, обложка которой выведена в заголовок этого сообщения. Спрашивают директора, завучи, учителя. Просят поделиться, завидуют Совету Ассоциации, получившему в подарок за активную работу в 2012-2014 гг. по личному экземпляру. Свой я отдала магистранту, пишущему диссертацию...

Книга прямая, честная до резкости, а главное, уж очень актуальная... По делу книжка. Завидую самой себе, что прочитала, сделала выписки. А еще я попросила редакцию Блога Ассоциации (спасибо, Эльвира Ульфатовна, спасибо, Анна Анатольевна) посвятить ей серию публикаций. Устроить, если хотите, громкие читки на весь педагогический Интернет", - вот такое вступление к этому материалу мы получили от Ваховской Татьяны Адольфовны.

Есть заказ - значит, выполняем!

Почему многие учителя даже при очень добросовестном отношении к работе не могут освоить ФГОС?
По мнению М. М. Поташника и М. В. Левита, авторов пособия для учителей, руководителей школ и органов образования, учителя оказались не готовы к постижению новшества: не готовы, прежде всего, интеллектуально, недостаточной оказалась их эрудиция, наличный уровень их знаний (не по учебному предмету, а по педагогике!).
Устранить эту причину может только расширение культурного кругозора, развитие интеллекта... Разумеется, - это дело, прежде всего, самого педагога.

Авторы задавали педагогам всего один вопрос: "Какие затруднения вы испытываете при освоении ФГОС второго поколения?"

А вот и некоторые ответы:

1. Отрицательное отношение к ФГОС из-за присущей многим людям боязни нового.

2. Слабое владение теоретическими основами и прежде всего понятийно-терминологическим аппаратом ФГОС.

3. Непонимание взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов образования, их целостного, системного характера.

4. Невозможность оценить сформированность метапредметных и личностных результатов образования из-за якобы отсутствия системы оценки, критериев, контрольно-измерительных или хотя бы контрольно-оценочных материалов для определения степени сформированности метапредметных и личностных результатов и т.п.

5. Привычка рассматривать контрольно-оценочную работу исключительно как деятельность только педагогов без какого бы то ни было участия школьников.

6. Отсутствие условий (нехватка, а то и полное отсутствие помещений, отсутствие единого государственного финансирования и др.) для организации внеурочной образовательной деятельности, требуемой ФГОС...

Думаем, что каждый из вас сможет дополнить этот список своими затруднениями!

Есть еще один тормоз, который авторы назвали пренебрежением или умалением профессии и выпячиванием специальности.

Поясним. Профессия у каждого работающего в школе общая - Педагог, Учитель.
Специальности у всех у нас разные: у кого-то - учитель начальной школы, у кого-то - учитель физики, у кого-то - учитель русского языка, у кого-то - социальный педагог... Так сложилось, что весь спрос с педагогов на протяжении многих десятилетий был исключительно за качество предметного преподавания. Успеваемость (в процентах), заполнение журналов и прохождение программы, всякое планирование и внутришкольный контроль, тестирование на аттестационные категории, наконец, в последние годы - ГИА и ЕГЭ - все это требования к учителям-предметникам учить предмету на минимально-допустимом репродуктивном уровне. Так была сформирована многолетняя порочная практика узкопредметного туннельничества, когда учитель вынуждался при большой нагрузке не ставить себе иных целей, кроме вдалбывания в учеников обезличенных репродуктивных ЗУНов.

Если вы хотите узнать конкретные рекомендации по ликвидации названных проблем, - эта книга для ВАС!

Главную рекомендацию авторов мы озвучим: "С одной стороны - не надо пугаться стандартов, а последовательно постигать их суть и созидать опыт их освоения; с другой стороны - не надо обольщаться, будто нам уже все во ФГОС понятно, и мы уже умеем ими пользоваться в работе; а потому начать (или продолжить) работу с собой по развитию интеллекта, эрудиции, расширению кругозора и подъему уровня общей культуры личности, и обращать самое пристальное внимание на суть своей профессии - на педагогику."

В пособии для практиков дается анализ дефектов и достоинств образовательных стандартов, раскрывается их новизна по сравнению с существующим опытом. Приводятся разработки уроков и внеурочных мероприятий, где целенаправленно достигаются высокие предметные, метапредметные и личностные результаты образования. В книге даются ответы на острые вопросы практиков, связанные с освоением ФГОС.


Приобрести книгу 
М. М. Поташника и М. В. Левита 

18 комментариев:

  1. Анна Анатольевна, большое спасибо за рецензию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Спасибо, что сделали перепост рецензии в свой блог, - чем больше учителей познакомятся с книгой, тем лучше.
      Авторы пособия считают, что многие практики будут не читать, а листать книгу в поисках только прямых ответов на вопрос «Что и как делать?», не постигнув сути ФГОС. Так сложилось, что практики в первую очередь ищут алгоритмы действий, методики, технологии – любой инструментальный аппарат, чтобы, поскорее применив его, достичь хороших результатов. Не получив их, они не станут искать причину в себе и отвергнут книгу, не прочитав ее.
      Поэтому значительная часть книги разъясняет букву и дух стандартов. Это сделано не случайно, а намеренно, поскольку основная причина того, что стандарты пока в массовой школе реально не работают, а только декларируются, в том, что смысл ФГОС не понят многими учителями, и потому любые попытки пользоваться стандартами обречены на неудачу.

      Удалить
  2. Затруднений учителей, осваивающих стандарты, авторы изучаемой книги назвали немало - 17. К числу, если хотите, самых-самых (на мой взгляд) отнесла бы "Затруднения учителей в самодиагностике профессиональных проблем, связанных с освоением ФГОС" (не ведаем, чего не знаем, не умеем, чем не владеем), или иными словами: мы не знаем собственных профессиональных дефектов (!)
    Далее - "Неумение подключать родителей к оказанию помощи учителям и детям в освоении ФГОС". Именно в такой последовательности - учителям и детям...А ведь речь идёт об учебной и внеурочной деятельности. И вновь - именно так: учебной (где требуется домашняя парная, диалоговая работа по овладению УУД), а потом внеурочной.
    Что скажете, коллеги? А Вы какие бы назвали затруднения? Поделитесь!
    В связи с первой причиной, приведённой Анной Анатольевной: сегодня просматривала свою картотеку, выпала карточка, подняла, читаю: "Лишь 18% российских учителей способны воспринимать (имеется ввиду - конструктивно воспринимать) новую информацию, требования, подходы".
    Ничего себе! А как быть тем (и с теми) 82%, кто НЕ способен?! А они об этом знают? и что? Вот откуда берёт истоки такое популярное на Западе как "эффективный учитель", "неэффективный учитель"..!
    А как же судьба ФГОСов?!

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Адольфовна, анализируя опыт посещения уроков, все же выделила бы трудность в понимании учителем сути системно-деятельностного подхода в организации уроков и внеурочных мероприятий. Часто ученик продолжает оставаться лишь исполнителем воли учителя, а не являться автором урока.
    Иногда, для понимания степени включения ученика в деятельность, достаточно спросить название темы урока спустя несколько часов. Не каждый ребенок, не заглядывая в учебник, сможет вспомнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Наталья Александровна, зачастую учитель не "затрудняет" себя тем, чтобы "определиться в понятии"... По наитию, из смысла слов, который ему видится, он "выводит-решает", что стоит за тем или иным термином; он вкладывает в то или иное слово, выражение свои резоны и с в соответствии с ними употребляет термины, недоумевая или даже негодуя при том, что его "не так поняли"... Всё это в равной мере относится и к "системно-деятельностному подходу", правда, с более тяжелыми последствиями, поскольку речь идёт не просто об усечённо-суженном толковании понятия, а о порочно осуществляемой ОРГАНИЗАЦИИ образовательной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ собственной и учеников и неоптимальном ОТБОРЕ СОДЕРЖАНИЙ этой деятельности, а также о малоэффективных ФОРМАХ и МЕТОДАХ (технологиях) реализации этого самого подхода...
      ...а нужно было только открыть книжку...или обратиться к поисковику.

      Наталья Александровна, ученик - соавтор урока, это да, а вот ученик - автор..?! Вы глядите через десятилетия (недавно прочла статью-прогноз о том, что будет являть собою школа лет эдак через 50, к концу 21 века. Фантазия-предположения автора публикации привели именно сюда: ученики будут выступать в роли авторов и модераторов учебных занятий, в том числе коллективных).

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталья Александровна! Ещё Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются учениками гораздо лучше, а главное – надолго.
      Являясь активным участником урока (соавтором), ученики формируют универсальные учебные действия - способность к самосовершенствованию, саморазвитию.

      Удалить
    3. Татьяна Адольфовна, если предсказания сбудутся, то, предположу, к концу века профессия учителя сильно изменится (и численно сократится). В книге Марка Максимовича обозначены пути к пребыванию в настоящем - не секрет, что еще встречаются уроки позапрошлого века.
      Важной причиной затруднений, по М.М. Поташнику, назову отсутствие навыков кооперации в методической работе учителей. Групповую, коллективную и командную работу по освоению ФГОС необходимо возрождать в школах с нуля. В Блоге поднимался вопрос о существовании школьных коллективов-звёзд. На мой взгляд, это такие коллективы учителей, которые, объединяясь, подходят к решению проблемы преподавания - "один в поле не воин". А в некоторых ОУ пропали даже взаимопосещения уроков.
      Для меня такой кооперацией стала Ассоциация, Блог, чему я очень благодарна Судьбе.

      Удалить
    4. Наталья Александровна, развиваем навыки кооперации в методичеаской работе: прошу Вас соорганизоваться с Оксаной Евгеньевной и в ближайшее время предложить волне-2015 график возможных консультаций Пеликанов-предметников (пока по вопросам подготовки конкурсных заданий заочного отборочного тура). Расчитываю на оперативность и предельную конкретность (кто, где, когда, как связаться). Было бы замечательно не ограничиваться лишь составом Совета. Не забудьте про Больших Пеликанов!

      Удалить
    5. Скооперируемся в кратчайшие сроки, Татьяна Адольфовна!

      Удалить
  4. Добрый день,уважаемые коллеги! Я работаю по ФГОС второй год, проблем,сложностей и было и есть очень много.Скачала книгу в электронном варианте,но потом поняла,что хочу держать её в руках,возвращаться и перечитывать....Спасибо за информацию о том где можно купить,уже заказала и жду со дня на день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Васильевна! Будем рады, если поделитесь своими впечатлениями-мыслями после прочтения книги!

      Удалить
    2. Виктория Васильевна, добро пожаловать в постоянные читатели Блога! С Вами нас уже 128!

      Удалить
    3. Замечательно, Виктория Васильевна, именно об этом нас с Федором Ивановичем просили авторы этого пособия!

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Огромное спасибо за информацию о книге. Жду с нетерпением доставки заказа. Новая система образования ставит пред учителем новые задачи. Конечно, очень тяжело это осознать и, привыкнув к проверенным методам построения урока, найти в себе силы что-то изменить. Дети легко работают по новым стандартам. А нам, учителям, нужно начать с себя, своего отношения к этому вопросу. Наверное, только осознав, зачем это нужно, мы сможем сделать урок полезным для всех участников образовательного процесса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Валентина Владимировна! Но помимо осознания полезности, как Вы пишите, чрезвычайно важно иметь ЗНАНИЕ, готовность, УМЕНИЕ и ВОЛЮ к ПЕРЕМЕНАМ в своей такой привычно-удобной прежней деятельности. Иначе Школа не выполнит своего назначения - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ и ПРИМЕНЯТЬ полученные ЗУНы школьниками...

      Удалить
  6. Позвольте, Татьяна Адольфовна, уточнить, что я имела в виду. Если человек не осознает пользы своего труда, он это делает без души, и результат всегда оставляет желать лучшего. Дети это очень чувствуют. А если педагог проникается сутью работы,то он сможет научить учиться ребят, потому что сам через это прошел, он сам НАУЧИЛСЯ УЧИТЬСЯ(тавтологию применила осознанно). Мы ведь,если честно, с годами привыкаем быть только педагогами. Нужно и нам побыть учениками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна.Нам очень важно НЕ ПРЕКРАЩАТЬ быть учениками. И это ключ не только к успешности наших учеников, но и к ослаблению деструкционных изменений личности учителя (монологичности, упрощенному подходу к проблемам, уверенности в собственной непогрешимости, категоричности, стереотипов мышления).

      Удалить
    2. Добрый вечер! С упоением читаю все комментарии к постам. Спасибо блогу!
      Книгу пока не прочла, но чувствую, что необходимо.Дискуссия заставила вспомнить слова Льва Толстого : " Чем легче учителю учить,тем труднее
      ученику учиться,чем труднее учителю,тем легче его ученику". По-моему, это как раз в тему разговора .
      Коллеги,а Вы как считаете,прав ли был знаменитый классик?

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!