Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 13 июля 2014 г.

ТЕМА МЕСЯЦА. Июль. Родительское собрание онлайн: необходимость, вызванная временем, или его недостатком?

К электронному дневнику и электронному журналу уже привыкли многие школьники и родители. Каждый день появляются всё новые и новые гаджеты, освоением и использованием которых в образовательном процессе занимается всё бОльшее количество современных педагогов. Уже не удивляют нас и электронные учебники, которые должны прийти в российские школы к 2015 году...

Не исключено, что в скором времени в электронный формат будут переведены и родительские собрания. И вот тут-то и возникает главный вопрос: дистанционные родительские собрания - это усовершенствование образовательного процесса или... выход из создавшегося положения, связанного всё с бОльшей неявкой родителей на школьные собрания?

По данным различных статистических порталов средняя явка родителей на классные собрания в 2012-2013 учебном году составила
-- 70...85% в начальной школе,
-- 45...60% в средней школе,
-- 55... 70% в старшей школе.
Но в 2013-2014 учебном году эти показатели заметно ниже. Почему? Некоторые исследователи проблем современной школы связывают это с увеличивающейся вовлечённостью самих родителей в виртуальный мир - социальные сети и онлайн-игры.
Как строится обычный вечер в обычной семье? Пришли родители с работы, поужинали и... каждый устремился к своему ПК/ноутбуку/планшету/ТВ/гаджету, изредка отвлекаясь на домашние дела или подготовку домашних заданий... Не согласны? В Вашей семье не так? Но достаточно просто поднять статистику или по-дружески побеседовать со знакомыми и становится страшно!
Что делать? Как вовлечь родителей в школьную жизнь ИХ ребёнка? У каждого учителя СВОИ пути и подходы. Но хочу остановиться на одном из способов проведения родительских собраний - дистанционном.

Что это такое и как работает?
Для подключения к системе потребуется ноутбук или компьютер и Интернет. Родитель просто нажимает на заранее присланную ему ссылку, и далее переходит через браузер в систему, вводит логин и пароль и уже может участвовать в родительском собрании. При желании, чтобы его видели другие, родитель может включить веб-камеру. Если компьютер не оснащен веб-камерой или родитель по каким-то причинам не хочет показываться перед монитором - тоже не беда. Он может активно участвовать в обсуждении, задавая вопросы не только через микрофон, но и отправляя сообщения в общий чат.
Дистанционное родительское собрание проводится на основе системы веб-конференций, в которой одновременно могут находиться несколько тысяч человек, изображения транслируется в формате HD, для хорошей передачи звука и изображения подойдет скорость Интернета около 1 Гб/с. Многие педагоги уже испробовали на себе эту систему, когда участвовали в педагогических вебинарах... Дистанционные собрания могут быть как общешкольные, посвящённые общей теме (например, ЕГЭ), так и классные.

Родители могут "включаться" в ход родительского собрания, в любой момент, находясь дома или на работе - это главный и очевидный плюс электронного формата. Но всё ли они услышат и поймут - вот это вопрос...
"Важно и то что, через систему в рамках собраний можно сразу же проводить опросы с выведением их статистики сразу на экран, - считает Кирилл Леонов (сотрудник пресс-службы Московского Департамента информационных технологий). - Также через систему можно демонстрировать презентацию".

Кроме того, запись собрания автоматически сохраняется, и администрация учреждения или классный руководитель могут опубликовать ее на сайте/в блоге или разослать родителям. Вполне возможно, что скоро можно будет присоединиться ко встрече и с мобильных устройств. Получается, родители смогут и в транспорте, и за городом, и просто включить такое собрание для "галочки"... А если Интернет работает с перебоями? Если необходимая для дистанционного собрания скорость не достигается? Вопросы, сомнения...

Несомненно, есть и огромные плюсы! Приведу несколько первых пришедших на ум примеров:
-- Бабушка, живущая в другом городе, всегда может заглянуть на собрание, узнать о своём внуке, его классном (школьном) коллективе, но, конечно же, только с разрешения родителей, ведь переход в систему осуществляется по ссылке...
-- Отец, находящийся в командировке, но очень интересующийся школьной жизнью ребёнка, также не пропустит такое собрание...
-- Мать, опоздавшая к началу собрания, всегда сможет сама узнать "что было до", но уже после собрания, а не довольствоваться кратким пересказом...

Пока проект будет запущен в тестовом режиме в 20 московских школах и продлится до августа. Если его реализация будет признана успешной, в новом учебном году дистанционный формат родительских собраний охватит 200 учреждений Москвы. А это значит, скоро он дойдёт и до нас, ведь УЖЕ ведутся попытки вовлечь школьные коллективы в обучение посредством вебинаров...

Тема дистанционных родительских собраний достаточно нова. В Интернете Вы не встретите много статей на эту тему. Но хочу предложить Вам две статьи о тех онлайн-собраниях, которые уже прошли:
-- "В Москве прошло первое родительское собрание онлайн" (портал "Менеджер образования").
Цитата: "...система веб-конференций позволяет одновременно проводить до 20 мероприятий, в которых может быть задействовано до 300 тысяч участников; любое мероприятие в рамках этой системы записывается и сохраняется в базе данных, а для доступа к онлайн трансляции нужен только компьютер, дополнительное программное обеспечение не требуется..."
-- "Материалы онлайн родительского собрания 25.02.2014" (Министерство образования и науки Челябинской области). Здесь можно посмотреть видеозапись собрания и презентацию к нему.

К слову:
Два мнения
Что думают о возможности таких родительских собраний педагоги и родители?
- В наш высоко технический век, когда вся учеба, а у многих и вся работа переходит в электронный формат, родительские собрания по скайпу – это требование времени, - Анаида Прибыщук, преподаватель немецкого языка, классный руководитель 11 «А» ГБОУ СОШ № 1143. – Конечно, некоторым педагогам старшего поколения нелегко будет освоить это новшество.
Но кроме технических «заморочек» есть и психологические. Педагоги старой закалки привыкли общаться с родителями глаза в глаза. Было время, когда классные руководители даже приходили к своим ученикам домой, чтобы познакомиться с родителями поближе, посмотреть, в каких условиях живет ребенок. Сейчас, конечно, это совершенно невозможно. И учитель слишком перегружен, и родители не жаждут подобного общения.
И все-таки на родительских собраниях учителя и родители (в основном, конечно, мамы) могут узнать друг друга достаточно хорошо. Возникнет ли такой контакт по интернету? Хотя я вынуждена признать, что разговор с родителями по интернету – это лучше, чем никакого.
- А я целиком за такое новшество! – считает Алина Сидорова, 34 лет, жительница района Перово. По словам Алины, они с мужем живут вдвоем, бабушки далеко и помогать им воспитывать детей не могут. Муж у Алины не олигарх, поэтому ей тоже приходится много работать, чтобы дать их ребенку достойное медицинское обслуживание и образование. Отпрашиваться с работы, чтобы успеть на родительское собрание, мчаться туда через весь город, а потом еще более усталой возвращаться домой – это нелегко. Если можно будет через гаджет выйти на связь он-лайн с работы или из дома, то это будет удобно многим родителям, считает Алина. (ИСТОЧНИК)

А как Вы считаете, коллеги? 
Родительское собрание онлайн - это необходимость, 
вызванная временем, или его недостатком?
А Вы-учитель хотели бы проводить такие собрания?
Вы-мама (папа, бабушка, дедушка, тётя) хотели бы 
участвовать в дистанционных родительских собраниях?


14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна, здравствуйте, коллеги. Все новое всегда очень пугает. И лично у меня двоякое отношение к дистанционным родительским собраниям (я еще рассуждаю, думаю), но первые мысли такие:
    -живого общения учителей, администрации и родителей не заменит ничто;
    -не всегда наши родители (простите, но и педагоги) обладают достаточной культурой, этикой и тактом, чтобы выступать в от-лайн трансляции;
    -есть вопросы, требующие индивидуального решения;
    -а должны ли быть такие собрания доступны детям?
    -а какова возможная целевая аудитория?
    но с другой стороны
    -новая форма проведения родительских собраний может повысить заинтересованность родителей к проблемам образования детей;
    -не успел на собрание, "побывай" на нем в другое время;
    -можно собирать разную аудиторию (классное, на параллель, обшешкольное) на такие собрания;
    -можно пригласить разных специалистов...
    Я пока однозначно не готова ответить, какая чаша весов опуститься вниз:"За" или "Против"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Благодарю Вас за отклик!
      Действительно, после размышлений мысли возникают очень разные... Вот уже около двух недель я думаю об этом и понимаю, что лично я бы не хотела проводить такие родительские собрания не только из-за т.н. рисков (и ребёнок может вместо мамы быть перед монитором, и не всё можно спросить и др.), но главным образом именно из-за отсутствия контакта с родителями "глаза-в-глаза". Хотя как минимум один огромный плюс в таких собраниях несомненно был бы - это именно САМОВОСПИТАНИЕ и самовзращивание себя педагогами - своей культуры, манеры поведения, да и просто приведение в порядок своего внешнего вида. И ещё плюс - ведь такое родительское собрание - это не просто собрать родителей, поговорить с ними "обо всём важном и нужном", затянуть собрание на 3 часа и всё. К такому собранию действительно нужно готовиться!
      Мне видятся такие онлайн-собрания прежде всего именно в старшей школе, когда проходит общее собрание родителей всей параллели - объясняются общие вопросы сдачи экзаменов, правила...
      Но, конечно же, чтобы дать однозначный ответ, следует хотя бы раз провести такое собрание...

      Удалить
  2. Добрый вечер, коллеги! Соглашусь с Анной Борисовной и Лилией Павловной. Есть в этом вопросе свои + и -. Идея онлайн-родительских собраний интересная. Помню раньше нас заставляли проводить 1 раз в месяц всеобуч для родителей, где мы писали огромные лекции, вели протоколы. Вот для таких родительских собраний соглашусь Интернет бы пригодился, с другой стороны будут ли родители слушать, смотреть такие лекции? А у нас на селе у некоторых и компьютера в доме нет, про Интернет молчу( Т.е. с технической стороны не всё получится.
    Надо посмотреть, что у московских коллег получится, их отзывы послушать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Идея не просто интересная, а ОЧЕНЬ интересная! Ведь только представьте, в идеале можно достичь и 100-процентной "явки" на собрание! К сожалению, нельзя не думать и о возможности доступа... Я постоянно просматриваю педагогические порталы, ищу отклики тех родителей, кто уже был участником такого онлайн-собрания, но информации пока очень мало.
      Подобные онлайн-совещания уже входят в практику Москвы - строительные холдинги, компании, офисы которых разбросаны по всей Москве, часто проводят именно виртуальные совещания, экономя не только деньги на дорогу, но и время.

      Удалить
  3. Здравствуйте, коллеги! Я считаю, что ничто не сможет заменить «живое» общение. Между учителем и родителем не должен стоять монитор. Я за общение «глаза-в-глаза». Понимаю, что современный ритм жизни всё меньше и меньше оставляет родителям свободного времени, но НЕ ПОНИМАЮ, когда родители не могут выделить четыре вечера в год, чтобы посетить родительское собрание. Но также считаю, что низкая явка на собрание – это и вина учителя. Подготовку до собрания необходимо начинать задолго до… ( очень стыдно вспоминать свои первые собрания, когда за несколько часов, мы с коллегами садились и «набрасывали» план собрания… так нельзя!!!) Теперь каждое собрание продумываю до мельчайших деталей, обязательно с детьми готовим сюрпризы для родителей, снимаем клипы. Каждая встреча с родителями – это праздник! Уверена, что для родителей тоже!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Оксана Александровна!
      Общения "глаза-в-глаза" заменить нельзя... Но вот с тем, что низкая явка на собрание - вина учителя, не совсем согласна. Ведь не зря статистика свидетельствует о нисходящей кривой посещаемости родительских собраний к 7 классу и восходящей - к 11. Получается, что родители больше интересуются школой, успехами ребёнка именно в начальной школе и старших классах.
      Вы правы, когда и дети заинтересованы в том, чтобы родители пришли на собрание, увидели, удивились, то и такие собрания нельзя пропустить... Но всегда ли это реально?

      Удалить
  4. Добрый вечер, коллеги! Мне очень нравится идея виртуальных родительских собраний, которые могут быть посвящены определенным темам, с приглашением специалистов и т. п. А вот живое общение с родителями должно быть индивидуальным (в форме индивидуальных бесед), ведь каждому интересен лишь собственный ребенок, а на общем собрании мы с родителями о каждом отдельном ребенке и не говорим:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Прочитала Ваши слова и сразу представилось, как это можно реализовать: онлайн-собрания... один раз в году, в сентябре. Тут можно и специалистов пригласить, и сделать общую тему для каждой параллели, и выступления администрации школы запланировать, построить планы на год... Я думаю, что надо обязательно постараться, чтобы каждому родителю был интересен не только его собственный ребёнок, но и весь классный и школьный коллектив...Надо стараться...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Я, как представитель "типичного среднестатистического родителя" тоже хочу поучаствовать в этом обсуждении. Можно?
    За мою более чем полувековую жизнь я много раз слышала о "дистанционном обучении", "дистанционном проведении мероприятий" (селекторов-в моё время) и других подобных "обсуждений на расстоянии".
    Что хочу сказать.
    Во-первых, не каждый человек будет высказывать своё мнение открыто и честно, если знает, что его речь записывается.
    Во-вторых, очень трудно отреагировать на какой-то вопрос, поступивший дистанционно (короткий комментарий в тему), не зная, с какой интонацией сказано (согласны?) ведь одно и то же высказывание можно воспринять и как комплимент и как оскорбление...
    В-третьих, при живом общении, как ни странно, происходит взаимообогащение нормальных людей.
    В-четвертых, для многих, такие событие, как родительское собрание - это законный повод уйти пораньше с работы (Другое дело, что не все родители добросовестно действительно отправляются на собрание...)
    В-пятых, я знаю родителей (из нашего класса), для которых побывать на родительском собрании - это возможность ОТДОХНУТЬ от рутинных дел, смена обстановки и смена впечатлений (ну как в кафе с подружкой посидеть - только на такое не каждая женщина отважится, а на собрании можно поговорить обо всём!)
    В- шестых, что бы мы сейчас не решали, как бы ни старались привлечь "не ходящих на собрание" родителей, как-бы мы ни плясали, но если родителю ВСЕ-РАВНО...хоть премию ему выписывай за посещение собраний - он только посмеётся...
    Короче говоря - на современном этапе примерно 80% и родителей, и учителей, НЕ готовы к таким переменам.
    НО! В будущем это станет вполне приемлимым вариантом общения, как только человечество (читай-родители) осознает свою значимость и необходимость получать достаточную информацию в любое время.
    Поэтому нам-Вам надо пробовать разные варианты проведения собраний, дискуссий, мероприятий...но ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ отменять не надо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ждала родительского комментария. Не напрасно.
      И хотя Вы, Ирина Валерьевна, явно не вписываетесь в "типичный среднестатистический", каждая приведённая Вами позиция очень сильна и убедительна.
      Побольше бы нам родителей-педагогов, про которых не скажешь, что "сапожник без сапог"...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Благодарю Вас за отклик! Признаться, ждала его с тех пор, как закрыла возможность комментариев в статье-анонсе в своём блоге...
      Ирина Валерьевна, конечно, никто сразу не заменит все родительские собрания с традиционной формы на виртуальную, но всё же даже первые робкие попытки внедрения этого внушают лично мне опасение... И дело тут не в том, что не хватит культуры - на это есть время, научатся - и учителя, и родители... Но вот такой "уход" в виртуальную плоскость лично для меня не совсем приемлем по многим причинам, о которых пишете и Вы. Остаётся пока только сторонне наблюдать, делать выводы, корректировать свою работу (учительскую, родительскую) уже сейчас.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна, Лилия Павловна! Рада, что Вы разделяете "мое видение данного вопроса".
      Позволю себе рассказать Вам одну притчу из моей молодости.
      "В одном университете был очень, как бы сейчас сказали, продвинутый преподаватель. Он всегда стремился внедрять достижения науки в процесс обучения и... однажды подумал : "А почему я, такой занятой человек, профессор, каждый день читаю одни и те же лекции по несколько раз в день? Ведь можно сделать так...(!!!)...И у меня будет больше времени для занятий наукой"
      Подумал - сделал.
      Вот приходят студенты на лекцию, а у них за кафедрой вместо профессора стоит магнитофон...
      И так и сидели студенты, слушали лекцию, конспектировали...и тоже думали...
      Через несколько дней пришел профессор на кафедру... а за столами вместо студентов...стоит множество магнитофонов..."
      В своё время мы очень смеялись над этой историей...сейчас уже не смешно, а грустно.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Уже давно вынашиваю идею виртуального родительского собрания, а тут Ваша статья... Я хочу сказать, что возможность встречаться с родителями за экранами мониторов на классном собрании - не приемлю. По крайней мере пока.
    Ирина Валерьевна прекрасно разложила по полочкам все плюсы обычного собрания. А для меня это еще и шанс дать родителям пообщаться друг с другом, узнать друг друга, это ведь помогает прежде всего детям.
    К тому же в этом году я несколько раз участвовала в виртуальных встречах в Hangouts, что очень было похоже на виртуальное собрание, о котором говорилось выше: демонстрировалась презентация, задавались вопросы, каждый мог высказать свое мнение.... И каждый раз я думала (не зная еще про идею ввести виртуальные собрания в школу), что встречаться так с родителями я бы не стала. Во-первых, можно включить Hangouts и заниматься своими делами. Пусть учитель выкладывается, но видеть-то он не видит, сидит ли родитель за монитором или нет (когда мы включали видео, программа зависала, хотя нас было 10 человек). Во-вторых, живое, реальное общение ничего не заменит.

    ОтветитьУдалить
  7. Совершенно замечательная тема месяца. Полагаю, что этот выпуск будет "работать"... не один год. Не сомневаюсь, что каждый, посетивший эту рубрику, и в момент чтения, и после мысленно возвращался к затронутой теме. Остаётся посожалеть, что большинство читателей Блога не поделились своими соображениями, остались неуслышанными.
    Не повторяясь, отмечу:
    1. Москва - не Россия. Видимо, отдельными островками на первых порах будет распространяться-нарабатываться практика проведения таких родительских собраний, постепенно вовлекая в свою орбиту и российскую глубинку.
    2. Хорошо, что работа началась. "Взвешивание" на весах "плюсов-минусов" новации - понятно и логично, но если бы не было тех, кто наперекор здравому смыслу и сомнениям действует-извлекает опыт-действует оптимальнее-ищет пути совершенствования-и вновь действует, то мы бы и сегодня жили в пещерах в каменном веке.
    3. Лилия Павловна, было бы здорово, если бы Вы периодически возвращались к начатому разговору (здесь ли, в "Пост-фактуме" ли), рассказывая о личном опыте, о наработках коллег по этой остро-актуальной теме месяца. Спасибо за тему, за развёрнутое обсуждение.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!