Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

пятница, 28 марта 2014 г.

Встреча единомышленников, или самообразование по-Пеликаньи!

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости Блога!
25 марта в гимназии №18 состоялось очень интересное мероприятие, которое, верю, оставило незабываемое впечатление у всех участников...
Это были мастер-классы, которые не только "подпитали" Краснодарских Пеликанов и гостей, но и стали очень важным этапом в самообразовании каждого присутствующего учителя.
Нас было 15. Вы не смогли присутствовать - нам очень жаль... При написании репортажа авторы не ставили целью рассказать обо всем, что было, раскрыть все содержания. Но очень хотим поделиться своими впечатлениями.
Сегодня наши авторы репортажей - Краснодарские Пеликаны:
-- Евтушенко Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №3, Учитель года Краснодара-2011, член Совета Ассоциации
-- Мельник Алёна Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ №83, финалист конкурса "Учитель года г.Краснодара-2011".
 Им слово.


Часть1.  
Мастер-класс и тренинг  Анохиной Ларисы Николаевны, педагога-психолога МБОУ СОШ №50, победителя конкурса "Педагог-психолог города Краснодара-2010" по теме "Психологические основы выстраивания образовательной деятельности "учитель-ученик", "учитель-родитель".
Автор - Мельник Алёна Анатольевна.
Весенняя «подпитка» - лучше, на мой взгляд, и не скажешь о той встрече, которая состоялась в таком светлом и гостеприимном кабинете географии  18-й гимназии нашего города. Тех, кто собрался в этот день, можно назвать единомышленниками, соратниками, наконец, коллегами, но главное, - это люди неравнодушные и стремящиеся к знаниям. Да, да, как пытливый ученик, настоящий учитель всегда учится. А сегодня было чему поучиться.
Мастер-класс педагога-психолога Анохиной Ларисы Николаевны познакомил нас с довольной новой в нашей стране методикой – коучингом. Особенностью коучинга  является то, что  данный метод не дает готовых решений и советов, а позволяет находить решение вместе с ребенком, родителем. Коучинг  позволяет помочь ребенку в деликатной форме беседы решить самые сложные, казалось бы, проблемы. Для собравшихся проблемы, затронутые Ларисой Николаевной, особенно актуальны, ведь мы каждый день решаем подобные вопросы, и как важно сделать это грамотно, не навредить. В этом сложность работы педагога, в этом и ее прелесть.

Лариса Николаевна – психолог опытный, поэтому в рамках одного мастер-класса она затронула довольно широкий спектр проблем педагогической деятельность (включая и личные проблемы педагогов). С большим интересом каждый из участников встречи построил собственное  «Колесо жизни», на котором по 10-бальной системе оценил определенную область своей жизни: семья, работа, развитие, личная жизнь, финансы, отдых, быт, здоровье. У каждого получилось свое собственное «Колесо жизни». Такое простое упражнение позволило как будто со стороны посмотреть на себя, выявить свои проблемы. Но тренинг тогда успешен, когда он помогает найти выход из определенной ситуации.
Так и сегодня многие из коллег задумались о своем «Колесе жизни», ведь никому не хочется, чтобы оно прокатилось впустую. Особенно мне понравилось замечание Татьяны Адольфовны о том, что трудно добиться одинаково высоких показателей во всех секторах «Колеса жизни», ну а чтобы компенсировать особенно западающие, возможно стоит перераспределить свои силы и компенсировать за счет других секторов.
Лично для меня сегодняшняя встреча была глотком свежего воздуха в прекрасный весенний день.


Часть 2.
Лекция-практикум Ваховской Татьяны Адольфовны, начальника отдела КНМЦ и Наставника Краснодарских Пеликанов по теме "Пресловутая накопляемость отметок... В чём опасность и как её преодолеть".
Автор - Евтушенко Елена Леонидовна.

На уроках часто использую такой приём: работа с текстом, в котором пропущены слова. Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.  Давайте попробуем?

«Что же  нам, друзья мои, делать  с _____________? Почему  же  мы так заколдованы  ими, да  еще  заколдовываем     наших     __________.  А  может   быть, для   того, чтобы   свалить   на   них _______________? Мы сами сознательно  создаем идола, слепо  веруем  в  его чудодейственную  силу  и  превращаемся в его служителей!   В  наших ______________  развивается нездоровая тенденция к ______________,   они выдумывают сотни хитроумных способов для    ________________,      они  начинают       ______________,  вырывают     _______________.  
Нужно ли нам это?»

Что у Вас получилось? По мнению детей, речь идет об экстрасенсах, некоторые говорят, что о животных. Это авторский текст педагога-новатора  Ш.А. Амонашвили,  в котором он рассуждает о проблеме учебной отметки, о том, какую власть она имеет над детьми, их родителями, педагогами.         
Вот этот текст:  «Что же  нам, друзья мои, делать  с отметками? Почему же мы так заколдованы  ими, да еще заколдовываем  наших детей.
А  может   быть, для   того, чтобы   свалить   на   них ответственность? Мы сами сознательно  создаем идола, слепо  веруем  в  его чудодейственную  силу  и  превращаемся в его служителей!
В  наших детях развивается нездоровая тенденция  к соперничеству, они выдумывают сотни хитроумных способов для обмана, они  начинают лгать, вырывают листы из дневника.   Нужно ли нам это?»  

Лекция-практикум Ваховской Татьяны Адольфовны, начальника отдела КНМЦ и Наставника Краснодарских Пеликанов,  по теме "Пресловутая накопляемость отметок...В чём опасность и как её преодолеть"  заставила искать ответы на непростые вопросы. 
За что  и как ставятся отметки (чаще говорим «оценки» )?  Вопросы риторические на первый взгляд - ставят учителя  ручкой в журнал и дневник. Но так ли все просто? Предполагается, что ученик демонстрирует свои знания, умения и навыки и их оценивают согласно пятибалльной шкале. Но  пятибалльная давно уже превратилась в четырехбалльную: "единица"  приравнена к "двойке".   «Единица» , к сожалению, -   истерически окрашенная «двойка»,  показатель беспомощности учителя!  Удивили такие  естественные слова:  «Полное знание какого-либо предмета позволяет избежать проблем!»  Действительно, может пора вспомнить истинное значение каждого балла школьной отметки и перестать  искать другие формы оценивания  (8, 12, 36 – балльные системы)?!
Но самое главное в этом не столько какая оценка ставится, а какова объективность этой оценки. Правильно  говорить  "отметки", но мы повторяем "оценка", понимая, что за этим стоит именно оценивание ученика, причем не только с точки зрения знания школьного  предмета или темы. («В идеале эти понятия должны совпадать»)  В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратится, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.
Особый интерес вызвала информация об идее формирующего оценивания, таком стиле, способе, когда ученики всё время научаются оценивать свои достижения, понимать, над чем необходимо работать, чтобы был высокий результат. 
Дамокловым мечом для учителя является «накопляемость оценок».  Когда мы заинтересованы только в «накопляемости оценок», теряем  ребёнка, перестаём анализировать успехи – провалы, постоянные или единичные.  Татьяна Адольфовна поделилась опытом комплексной – письменной -  проверочной  работы («Квиз»), позволяющей  не только проверить знания и «накопить» сразу 5-6 отметок, но и научить систематизировать знания, аккумулировать их  и  применять в различных ситуациях.  
«Полное знание какого –либо предмета позволяет избежать проблем». Действительно так. А как много мы ещё не знаем, не понимаем. Такие встречи-учёба позволяют обогатиться самым ценным – ЗНАНИЕМ. Огромное спасибо тем, кто таким богатством делится!


Спасибо, коллеги, за репортажи!

Ну а я, Казанцева Лилия Павловна, хочу поблагодарить всех, благодаря кому состоялось это мероприятие!
Уважаемые Татьяна Адольфовна и Лариса Николаевна, огромное спасибо вам за эти мастер-классы и тренинги! Для нас - тех, кто хочет учиться и развиваться, это очень важно, нужно и полезно, а не просто интересно! Именно эти слова звучали в рефлексии присутствующих.
Вот такая потрясающая встреча состоялась для тех, кто захотел, кто смог, кто нашёл время, а в себе - силы...
Вас не было? Нам (уверена, что и Вам тоже) очень жаль. Действительно, жаль. Но не расстраивайтесь - следите за новостями в Блоге Ассоциации.

Впереди много интересного и полезного! 
Теперь не пропустите!

10 комментариев:

  1. Для читателей Блога хочу уточнить: всё-таки отметка должна отражать (быть адекватной) уровень РЕАЛЬНОЙ обученности (лучше - образованности) школьников. В этом её назначение.
    Когда же учитель , гонимый идеей накопляемости отметок, ставит их щедрой рукой (пусть даже вполне объективных отметок), дробя при том материал, за запоминание которого он и выставляет те или иные баллы, нередко даже не успевая уловить, насколько понят, освоен ребёнком учебный материал, то он ОЦЕНИВАЕТ ПРОЦЕСС (процесс УСВОЕНИЯ знаний, например), а отнюдь не РЕЗУЛЬТАТ... Так мы не приближаемся к истине, а удаляемся от неё, невольно вводим и себя, и ребёнка, и его родителей, и ...общество в заблуждение насчёт реальной обученности учащегося. Вот так. Происходит это не по злому умыслу многострадального педагога , а как результат бездумного (непрофессионального) отношения к вполне верному пожеланию - регулярно контролировать (и оценивать!) образовательный процесс. Но кто сказал, что это следует делать так бездарно - через огульное накопление текущих отметок..?
    Напомню: в мире практически нет других национальных образовательных систем, где бы так много времени в учебном процессе отводилось бы проверке домашнего задания.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Елена Леонидовна, Алёна Анатольевна! Необычайно-интересно-познавательно прошел день! Перечитала с удовольствием репортажи, открыла свои заметки и... добавила к ним авторский текст педагога-новатора Ш. А. Амонашвили! Попробую начать с него родительское собрание по теме "Оценки и отметки":))
    Поздравляю с первым репортажем, Елена Леонидовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как на порою не хватает бесед, лекций психологов! Построение отношений с учениками и родителями считается самым сложным в нашей профессии. Благодарю Вас, Лариса Николаевна, за рассказ о коучинге. Казалось, Вы говорите об известных педагогических проблемах, но, с позиции коучинга по-другому на них смотришь. И решение педагогической ситуации становится совершенно другим.
      Слышала утверждение, что наша жизнь - телега, которая опирается на четыре колеса: семья, работа, отдых, здоровье. Если одно из них западает, телега не может везти груз дальше. "Колесо", построенное на Ваших занятиях, определило конкретные слабые места. И выход. Спасибо!

      Удалить
  3. Спасибо, Алена Анатольевна и Елена Леонидовна! Ваши репортажи помогли систематизировать и упрочить полученные знания. Мне лично очень помогает, если я после прослушивания лекции потом могу еще и прочитать о ней впечатления других слушателей.
    Поздравляю Вас, Елена Леонидовна, с первой публикацией! Возьму на заметку текст Ш. А. Амонашвили.
    И конечно, моя благодарность Татьяне Адольфовне и Ларисе Николаевне. Судя по всему, мое "Колесо жизни" требует срочного ремонта... Задумалась... Надо правильно расставлять приоритеты все-таки.
    А лекция Татьяны Адольфовны и особенно комментарий после нее приоткрыл ту завесу, которая застилала мне учительский взор. Ведь действительно, мы часто оцениваем не результат, а процесс, и все в погоне за накопляемостью отметок. Стыдно признаться, Татьяна Адольфовна, но слушая Вашу лекцию и даже записывая, я ведь сначала не уловила различие между выставлением отметок за квизы и нашими обычным выставлением отметок, и что самое ужасное - не спросила, хотя мучилась этим вопросом. Сейчас, пока, вопросов нет, но это только потому, что я не окунулась в такую систему работы. Кстати, в Интернете при наборе этого слова я не нашла ничего, что помогло бы разобраться подробнее. Уже в который раз убеждаюсь, что на вопросы, задаваемые Татьяной Адольфовной, Интернет не может дать внятного ответа...

    ОтветитьУдалить
  4. Эльвира Ульфатовна, вся соль квиза в том, что идёт освоение материала на новом уровне (когда ВЕСЬ материал по теме "пройден"), тогда всё - от ТОЧНОГО определения (дефиниции) до уточнения ПОНИМАНИЯ (даже самых больших тонкостей) и УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ изученный материал, всё это работает на одно - на ГЛУБОКОЕ И ПРОЧНОЕ усвоение, т.е. на РЕАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАННОСТЬ ребёнка.
    ...мои ученики нередко признавались, что ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ полно охватывали всю тему лишь при подготовке или даже в момент написания квизов (кстати, когда дети малые и имеют невысокую скорость письма или в случае очень объёмного материала - не всегда сложного, но объёмного - хорош устный квиз. Тогда формирую группу , в которую входит сильный ученик. Он при затруднениях слабых ребят , как спасательный круг, последним даёт верный ответ, в остальных случаях молчит, но Вы-то видите, знает он ответы на задания квиза или нет; этого сильного ученика можно поспрашивать лишь по сложным блокам-заданиям, ну, а слабый - отправляется доготавливаться к квизу, но перед тем он уже с пяток раз услышал ответы товарищей..:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за такое подробное пояснение, особенно о малышах. Работу в группах достаточно сложно организовать в 1-2 классах, но я обязательно продумаю, как это лучше сделать. Пишем мы медленно, а вот устно бы получилось...

      Удалить
  5. Добрый день, Татьяна Адольфовна, коллеги! Конечно, о квизе я на других лекциях, курсах, в Интернете не слышала. Очень рада тому, что могу слышать и понимать редкую, но важную информацию на лекциях Учителя (надеюсь, что и моя мечта об обучении Стратегии развития критического мышления сбудется).
    Татьяна Адольфовна, мне стала понятна необъективная система накапливания отметок. Много раз эта мысль меня посещала, особенно в дни выставления четвертных отметок, когда понимаешь, что путем подсчета среднего арифметического правильной картины не получается.
    В начальной школе авторами комплекта разработаны контрольные работы по русскому языку (я говорю об УМК "Начальная школа XXI века), где сам алгоритм построения контрольных (блоковых) вопросов был мне не до конца открыт. После лекции, внимая принципу составления заданий для квиза, стала понимать, почему, отметка по такой контрольной часто расходится с текущими отметками ученика. В начальной школе квиз как систему оценивания буду пробовать на уроках окружающего мира: один час в неделю, информации много и качество усвоения материала отдельным ребенком сложно оценить. Спасибо за урок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, Вы с Эльвирой Ульфатовной, как мне кажется, точно уловили ИДЕЮ, теперь заработает Ваш креатив, точнее, он включится после того, как Вы апробируете описанный мною вариант, а затем у Вас родятся мириады версий контрольных блоков-заданий-вопросов... это очень увлекательно! (например, как одно из заданий, я раздавала классу (каждому ребёнку в отдельности) вырезку из газеты с политической карикатурой, убрав заголовок или какой-то к ней, карикатуре, полагающийся текст, а задание состояло в том, чтобы дать комментарий к вырезке из газеты (это я разом выясняла для себя как учителя и то, насколько ребёнок знает историко-политический факт, которому посвящена карикатура, и его способность проникнуть в замысел художника-карикатуриста, и умение историко-обществоведческий материал грамотно трактовать при объяснении содержания карикатуры, т.е. применять учебные знания в жизни). Под "ребёнком" подразумеваю своих бывших учеников 10-11кл. Ребят такая деятельность захватывает полностью. Даже тех, кто прежде был равнодушен к данному предмету или теме.
      В Вашей ситуации это могут быть различные "картинки"... и проч.
      Поверьте, став на этот путь (квизов), Вы окунётесь в бесконечно увлекательную работу, которая обернётся очень ощутимым ростом качества образования, осуществляемого Вами, и уровнем обученности Ваших учеников.

      Удалить
    2. Татьяна Адольфовна, спасибо за идею - представила себе карикатуру и возможные толкования детьми). Займусь отбором картинок по изучаемым темам (глаза загорелись).

      Удалить
    3. Наталья Александровна, Ваша идея о квизах на уроках окружающего мира мне очень понравилась! Жаль, что программы у нас с Вами разные... Но обещаю поделиться, тем, что будет.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!